Людмила Огородова: «Регион должен развиваться вокруг университетов»
22 апр. 2017 г.

Роль опорных вузов в социальной, научной и экономической жизни регионов стала темой обсуждения круглого стола «Университеты как центры технологического и социального развития», прошедшего в рамках КЭФ-2017.

Необходимость создания опорных университетов подтвердили ведущие российские эксперты. Как заявил ректор Томского государственного университета (ТГУ) Эдуард Галажинский, в России определены 33 опорных университета. Программа создания опорных университетов, принятая Минобрнауки России, предполагает, что в рамках слияния нескольких региональных вузов происходит объединение научных баз, кадровых и финансовых ресурсов для повышения привлекательности учреждения, уровня научных исследований и разработок, а также подготовки высококвалифицированных кадров в области передовых технологий.

«Опорные университеты должны продемонстрировать и модель эффективного управления, возможности и наличие механизмов качественного взаимодействия с промышленными компаниями и инновационной инфраструктурой. И, конечно, эти университеты должны показать, как они собираются достигать показателей эффективности», − заявила заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова.

Людмила Огородова рассказала, что сегодня есть примеры вовлеченности опорных университетов в решение задач социально-экономического развития региона через участие в кластерных проектах, развитие инжиниринговых центров, реализацию социальных инициатив. «Отношение к университетам со стороны регионов, губернаторов изменилось. Сейчас речь идет не только и не столько о деньгах для вузов. Власти хотят, чтобы вузы включились в реализацию региональной повестки и стали, по сути, центрами реализации политики на территории − и экономической, и предпринимательской, и социальной», − отметила Огородова.

Эдуард Галажинский представил модели университетских центров инновационного развития регионов. По мнению ректора ТГУ, центры должны будут закрепить новую роль университета как центра технологического и социального развития региона. Первая модель направлена на технологическое развитие региона и предполагает выстраивание взаимодействия с кластерами, промышленностью и высокотехнологичным бизнесом, работу по приоритетам научно-технологического развития. Вторая модель направлена на развитие рынка социальных услуг и социального предпринимательства, городской среды, поиск новых решений совместно с региональной властью в рамках реализации социальной политики.

Галажинский отметил, что вузам необходимо научиться работать в новом качестве и выстраивать систему эффективного взаимодействия с органами власти, предприятиями и организациями. Этого, по мнению ректора ТГУ, достаточно, чтобы привлекать необходимые для развития ресурсы.

При этом модели университетских центров соответствуют стратегиям развития регионов, а также учитывают направления, зафиксированные в Стратегии научно-технологического развития России и дорожных картах Национальной технологической инициативы.

Эксперты также обсудили проблемы и перспективы региональных вузов и критерии оценки их деятельности. Участники сошлись во мнении, что в настоящее время перед научными и образовательными учреждениями стоит серьезный вызов, который состоит в принятии главной роли в эффективном социальном, экономическом и технологическом развитии региона.

Для справки

Приказ о создании в Красноярском крае опорного инженерно-технического вуза путём объединения Сибирского государственного аэрокосмического и Сибирского государственного технологического университетов был подписан Минобрнауки РФ в марте 2016 года. После объединения в многопрофильном университете обучаются 19 тысяч студентам по 100 направлениям подготовки. К 2020 году в вузе должны обучаться не менее 20% аспирантов и магистрантов.